ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНКУ ПОДДАЮТСЯ НЕ ВСЕ БУКВЫ – ИНТЕРВЬЮ С ОДНОЙ ИЗ ОСНОВАТЕЛЬНИЦ СТУДИИ РАЗВИТИЯ «ГОВОРУН», ЛОГОПЕДОМ, ДЕФЕКТОЛОГОМ КСЕНИЕЙ АБИНОВОЙ.
– Всем ли детям нужен логопед?
– Нет, не всем. Детей нужно отслеживать по возрасту. Например, у малыша в возрасте до двух лет осталось только «гуление», не появились первые слова, он не пытается построить короткое предложение – это первый звоночек для обращения за консультацией, возможно, логопед порекомендует самостоятельные упражнения дома, возможно, предложит занятия по запуску речи с педагогом. К пяти-шести годам ребёнку полагается выговаривать все звуки верно, если какие-то звуки не появились, то следует обратиться к специалисту, чтобы в школу пойти с чистой речью.
– Что делать, если речевое развитие малыша отстаёт от нормы?
– Конечно, сходить на консультацию к логопеду. Бывает такое, у родителей завышенные требования к малышу, а на самом деле всё в порядке, ребёнок не отстаёт. Если же выявлены отклонения, то назначаются занятия два-три раза в неделю.
– До какого возраста возможно исправить проблемы с речью?
– На самом деле много факторов, но, возьмём самые сложные для детей звуки «р» и «л», до третьего класса.
Они привыкают произносить их неправильно, в бо-лее взрослом возрасте сложно перестроиться. Однако зависит и от мотивации, если есть огромное желание, я думаю, постарше замотивированный ребёнок сможет выправить свою речь.
– Всегда ли удаётся исправить дефекты?
– К сожалению, не всегда. Зависит не только от малы-ша и его родителей, но и от физиологических причин, таких как неправильный прикус, который невозможно исправить, неправильное расположение зубов. Ска-зать обобщённо – из-за анатомических особенностей строения ротовой полости не всегда удаётся исправить дефекты речи.
– По собственному опыту, есть разница в развитии речи у мальчиков и девочек?
– Честно скажу, мальчиков в студии у нас больше.
Но бывает и так, что в семье двой-няшек у девочки хуже с развитием речи, чем у мальчика. Нельзя судить по половому признаку, каждый ребёнок индивидуален.
– Почему одни дети самостоя-тельно формируют правильное
произношение, а другим требуется помощь?
– Как мы обсуждали, зависит от анатомических осо-бенностей. Также от неврологии, травмы при родах, или при беременности мама сильно переболела – всё это могло повлиять на детскую речь.
– Какова роль культуры речи в семье?
– Как правило, дети копируют своих родителей. У меня был такой случай, мама неправильно выговаривает звук «р», а дочь полностью её копирует. В этом случае маме нужно говорить ребёнку, каждый раз, что так говорить неправильно. А вообще с детьми дома нужно общаться длинными развёрнутыми предложениями, чтобы они слышали красивую, чёткую речь. Меньше уменьшительно-ласкательных окончаний у бытовых слов.
– Как в вашей студии проходят занятия?
– Родители остаются за дверью. Мы с малышом в кабинете начинаем с артикуляционной гимнастики, далее отрабатываем или ставим какой-либо звук. Всё проходит в игровой форме, для ребёнка тяжело, постоянно повторять и думать, как правильно говорить.
– Какие дополнительные занятия проходят в студии «Говорун»?
– Помимо логопедов в нашей студии работает психолог, который работает над поведением и адаптацией детей. Бывают ребятишки, которые на занятиях педагога «не видят и не слышат, а только бегают и кричат», и чтобы работа логопеда была не впустую, они проходят для начала занятия с психологом. Есть группа подготовке к школе и группа детей трёх-четырёх лет, комплексного развития.
– Почему люди должны выбирать именно вашу студию?
– Потому что у нас молодые современ-ные педагоги, все наши программы идут в ногу со временем. У нас приятная дружеская обстановка.
– Как вы находите контакт с детьми?
– Выбрала для себя такую позицию, не считаю себя учителем, педагогом, настро-енным на «обучение и только обучение», я выстраиваю с детьми дружеские отношения.